«Запишите меня в каскадеры!»

«Запишите меня в каскадеры!»

273 0

«Запишите меня в каскадеры!»
Интервью с организатором трюковых съемок киностудии «Мосфильм» А.Аристовым, и о том как проходят съемки трюков и подготовка к ним...Вот что рассказывает А.Аристов:

"В почте нашей да, наверное, и других студий просьбы типа «Запишите меня в каскадеры!» встречаются частенько. Но авторы таких писем, как правило, располагают поверхностной информацией о сути профессии, которая представляется им весьма романтичной. Не желая их разочаровывать в нашем деле, в котором и впрямь немало романтики, попытаюсь все же дать какие-то конкретные сведения о том, чем же все-таки мы занимаемся.

Замечу сразу, что после выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, указавшего меры по дальнейшему повышению идейно-художественного уровня кинофильмов и укреплению материально-технической базы кинематографии, немало сделано для улучшения условий нашей работы. Приказом Госкино СССР введено в действие Положение об организации труда условиях и нормах оплаты труда исполнителей трюковых номеров и постановщиков трюковых съемок на киностудиях. Учтены многие пожелания, которые высказывали в свое время представители нашей профессии. Несомненно, это позволит нам работать более качественно, с большей отдачей.

...Полистаем картотеку каскадеров «Мосфильма». Средний возраст — 25—28 лет, образование в основном высшее. Обязательно мастера спорта. Каскадер или дублирует актера, или сам исполняет роль. Значит, он должен иметь актерские данные, уметь «войти в образ». И наконец, обладать техническими знаниями. Ведь ему очень часто, работая совместно с постановщиком трюков, приходится придумывать необходимые приспособления, рассчитывать траекторию прыжков и полетов и т.п. Каскадер всегда должен находиться в хорошей спортивной форме, чтобы чисто, естественно, красиво, зрелищно выполнить свой трюк.

А постановщик трюков вдобавок должен знать процесс кинопроизводства, найти общий язык с оператором, чувствовать монтажный строй, ритм картины, много всего. Трюк, занимающий обычно на экране секунды, имеет тем не менее свою драматургию, свое монтажное решение. Тут необходимо продумать все элементы, тщательно отобрать исполнителей в соответствии с их данными и умениями.

На «Мосфильме» постоянно находятся в производстве картины самых разных жанров и сюжетов. Так, в комедии Катенька режиссера Л Панкратова, например, надо поставить драку, но «с юмором», а в фильме «Площадь Восстания» режиссера Б. Токарева, повествующем о событиях 1905 года, воспроизвести конные сцены и поработать с пиротехникой. А в фильме С. Бондарчука «Борис Годунов» организовать бой с участием десятков человек. Кстати, работа каскадеров в «Борисе Годунове» началась с походов... в архивы. Ведь на экране начало XVII века, надо было уточнить не только виды оружия того времени: длину копья или стрелы, но и приемы боя, тактику, систему взаимодействия родов войск и многое другое. Конечно, существуют консультанты, но каскадеры многое должны знать заранее. Например, чтобы «снять» человека с коня, копье, оказывается, должно быть длиной не менее трех метров. А как пользовались граненой шпагой «кончар»? Сколько времени уходило на выстрел из мушкета? Что надевалось под доспехи? Масса вопросов, на которые необходимо иметь ответ. Но ведь еще самым тщательным образом должна быть продумана и защита исполнителя при исполнении трюков...

Получив всю необходимую информацию, начинаем тренировки. И опять возникают вопросы: как драться саблей против копья, а как управляться с кистенем, а еще—были крылья у так называемых «летучих гусаров»: это для красоты делалось или для защиты?.. Ну и так далее. Придумываются приспособления, отрабатываются целые композиции боя, ведь трюковая сцена должна выглядеть абсолютно естественно, чтобы зритель поверил в происходящее на экране. По деталям, по отдельным движениям буквально изобретается стремительная, динамичная картина боя. На ходу решаются проблемы: как лучше «нанести удар», чтобы не перекрыть камеру, не затопчет ли лошадь «убитого»?.. И снова, и снова: достаточно ли исполнитель сам защищен? Помните популярную песню о каскадерах? Там есть слова: «Мы у случая прекрасного в гостях». Это красивая неправда. У нас случайностей быть не должно. В неустанных тренировках каскадеры отрабатывают каждое движение, добиваясь естественности, динамики и абсолютной выверенное.

Между прочим, тех, кто приходит к нам лишь в поисках «романтики», как правило, хватает ненадолго. Остаются люди, безусловно, способные, а главное, преданные повседневному нелегкому труду, требующему от человека полной отдачи, больших самоограничений и не приносящему, как правило, даже славы: ведь каскадеров зрители в лицо не знают..."

2015.09.30

КомментарииДобавить комментарий